Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Вы здесь:

Готовится к печати очередной номер электронного научного профессионального издания ЛСИТО. Журнал является наукометрическим (база данных Index Copernicus International). Дополнительно, статьи журнала индексируются в Google Scholar. Статьи принимаются до 01.06.2018 , приветствуются на английском.

Про лабораторию

Image: 

Лаборатория современных информационных технологий обучения работает на переднем крае современной психолого-педагогической науки, исследует психологические проблемы проектирования и использования компьютерных обучающих систем. Лаборатория была создана в 1972 году по инициативе академиков В.М. Глушкова и Г.С. Костюка на базе исследовательской группы, которая совместно с сотрудниками Института кибернетики АН УССР разрабатывала проблему подготовки непрофессиональных пользователей ЭВМ. Основателем лаборатории и ее бессменным заведующим с 1972 по 1995 был доктор психологических наук Ефим Израилевич Машбиц. Под его руководством была подготовлена серия пособий для пользователей, создан язык программирования РЯОД, которая получила широкое распространение в Украине и за рубежом. Сейчас лабораторией руководит доктор психологических наук Марина Лазаревна Смульсон.

В лаборатории разработана психологическая концепция обучения как управление учебной деятельностью. Эта концепция стала теоретическим основанием нового подхода к технологии обучения и установления соотношения между теорией обучения и его технологии, были проанализированы специфические особенности новых информационных технологий обучения. Создан также концепцию иерархического проектирования новых информационных технологий обучения (Ю.И.Машбиць). На ее основе разработаны экспериментальные учебные системы и методические пособия, предназначенные для разработчиков компьютерных обучающих систем различного типа, от систем первого поколения до гипертекстовых обучающих систем.

Подготовлено методические пособия для учителей, в частности, основ новых информационных технологий обучения, проектирование гипертекстовых и интеллектуальных обучающих систем, а также систему для обучения проектированию текстов.

В 1993-2003 гг лаборатория разрабатывала проблему психологических механизмов обучения, раскрывающих взаимоотношения между компьютером и учащимися на уровне деятельности, осуществляемой учеником и смоделированной компьютером. Основное внимание уделено механизмам обратной связи, определению учебной задачи, а также психологическому механизму динамического распределения функций между учеником и учителем (компьютером).

В 2004-2007 гг лаборатория разрабатывала проблему подготовки учителей к эффективному применению телекоммуникационных технологий в учебной деятельности. Проанализированы теоретические аспекты влияния телекоммуникационных сетей на систему образования, обоснованы теоретико-методологические основы исследования проблемы подготовки учителей к эффективному применению телекоммуникационных средств в учебном процессе, определенный учебный потенциал компьютерной гипертекстовой среды, образованный с помощью сетевых технологий. Рассмотрены психологические основы использования Интернета как средства повышения квалификации учителей, проблемы организации тренингов и консультирования учителей в условиях Интернета. По результатам исследования издано учебно-методическое пособие «Применение телекоммуникационных средств в учебном процессе: психолого-педагогические аспекты». (Киев, «Педагогическая мысль», 2008).

В 2008 году лаборатория начала исследования психологических основ эффективности дистанционного обучения (см. публикации).

В 2008-2011 гг проведено исследование психологических основ эффективности дистанционного обучения, по результатам которого в 2012 году издана монография «Дистанційне навчання: психологічні засади» (за редакцією М.Л. Смульсон).

На базе лаборатории в 2009 г. проведено Междисциплинарное научно-практическую конференцию «Технологии интеллектуальной деятельности» , издается специализированный сборник  «Психологічна теорія і технологія навчання» (Серія «Актуальні проблеми психології», Т.8).

В 2012 году лаборатория новых информационных технологий обучения начала новое направление - исследование интеллектуального развития взрослых в виртуальном образовательном пространстве. Теоретико-методологический анализ и разработка концепции исследования проводится в следующих основных направлениях: проектирование технологий развития и саморазвития интеллекта взрослых и пожилых людей, определение психологических механизмов повышения качества жизни взрослых средствами интеллектуального развития в виртуальном образовательном пространстве, анализ проектной деятельности как фактора интеллектуального развития взрослых в виртуальном образовательном пространстве, определение психологических особенностей групповой работы в виртуальном образовательном пространстве и т.д..

На базе лаборатории проведена серия международных научно-практических интернет-конференций «Виртуальное образовательное пространство: психологические проблемы» , выдаются профессиональные сборники «Психологічна теорія і технологія навчання» (Серія «Актуальні проблеми психології», Т.8) и электронный журнал «Технологии развития интеллекта»

В 2013 году лаборатория начала международное исследование совместно со специалистами Ярославского государственного университета «Генезис интеллектуальных метакогниций». Исследование выполняется при содействии Государственного фонда фундаментальных исследований Украины (проект № Ф53.5/014), а также российского Государственного фонда фундаментальных исследований (проект № 13-06-90419). Опубликовано 4й выпуск "Технологий развития интеллекта" - электронного журнала Лаборатории новых информационных технологий обучения.

Лаборатория плодотворно сотрудничает с Институтом кибернетики им. акад. В.М. Глушкова НАН Украины, Национальным педагогическим университетом имени Драгоманова,кафедрой психологии Национального университета "КПИ"  и другими научными центрами в Украине и за рубежом.

 

Русский

© Лаборатория современных информационных технологий обучения Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины 2013 - 2017. Все права сохранены

Психология дистанционного обучения; развитие интеллекта взрослых; интеллектуальное развитие в виртуальном образовательном пространстве.

Копирование материалов сайта возможно только при условии размещения обратной ссылки на сайт.